Вы здесь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Участники Круглого стола, прошедшего в рамках партпроекта «Российское село» проанализировали доступ небольших хозяйств к господдержке, предложили конкретные меры для обеспечения прозрачного механизма регулирования земельных отношений, а также снятия лишней административной нагрузки.
Малые формы хозяйствования являются важным сектором аграрной экономики, - об этом убедительно говорят данные Росстата на протяжении многих лет. Сегодня небольшие хозяйства производят 56,8% всего объема валовой сельхозпродукции! Ежегодно они стабильно увеличивают посевные площади, на их долю приходится около 65% всех площадей. Производят более 58% зерновых, почти 67% подсолнечника, более 72% мяса КРС, около 60% молока, значительные объемы картофеля, плодоовощной продукции.
Сегодня, 22 ноября, в Госдуме в рамках партпроекта «Российское село» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» состоялся круглый стол «Законодательное обеспечение развития малых форм хозяйствования на селе».
На нем обсудили меры совершенствования правового регулирования земельных отношений, повышение доступности государственной поддержки, создание условий, обеспечивающих доходность и развитие малых форм хозяйствования, cнятие избыточной административной и контрольно-надзорной нагрузки.
Участниками мероприятия выступили первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, федеральный координатор партпроекта «Российское село», президент АККОР Владимир Плотников, Статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев, депутаты Госдумы, заместители департаментов Минсельхоза, региональные координаторы партпроекта, аппарат АККОР и руководители Ассоциаций почти из 40 субъектов, главы КФХ.
Многие регионы подключились к обсуждению в режиме ВКС.
В числе поднятых тем: защищенный механизм мер господдержки для малых сельхозтоваропроизводителей; отсутствие правового статуса крестьянско-фермерского хозяйства без образования юридического лица; значимость семейных ферм; диспаритет цен; механизмы регулирования интервенционных закупок; сложности во взаимодействии с элеваторами; порядок отнесения земель к сельхозугодиям; механизм компенсации затрат по введению земель в оборот; кадровое и научное обеспечение небольших хозяйств; рост тарифов на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей (с 6 до 9-9.5 руб/КВт) и льготное подключение к электросетям; ограничения по проезду широкозахватной техники по дорогам общего пользования; изменение границ охранной зоны при размещении пестицидов и агрохимикатов и многие другие.
Малые формы хозяйствования являются крупным сектором сельского хозяйства и его значение растет. Партия «Единая Россия» придает большое значение раскрытию потенциала и возможностей малых сельхозпроизводителей, подчеркнул Владимир Плотников. В Народной программе четко говорится о необходимости обеспечить сектору поддержку, в том числе за счет «перераспределения мер господдержки с крупных на небольшие хозяйства и фермеров».
Ведется скоординированная работа между думской фракцией партии «Единая Россия», аграрным комитетом Госдумы, Минсельхозом РФ. В 2022 году приняты или находятся на рассмотрении законодательные инициативы, которые регулируют деятельность малых форм хозяйствования.
Внесены изменения в ФЗ «О племенном животноводстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О сельскохозяйственной кооперации», «О мелиорации земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и статью 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и другие.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Однако многие вопросы еще предстоит решать. Конечно, один из основных - доступность земельных ресурсов и правовое регулирование земельных отношений. Фермерам с 1 января 2023 года разрешается брать земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду на пять лет без проведения торгов. По словам председателя Совета АККОР Светланы Максимовой, необходимо законодательно закрепить условия, при которых в процедуре распределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности учитывалось мнение реально работающих фермеров, которые не один год работают на данных территориях.
Кроме того, 1 марта 2022 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому фермеры могут строить дома на собственных землях сельхозназначения. В Народной программе Партии отдельным пунктом обозначена задача поддержки индивидуального жилищного строительства в сельской местности, чтобы максимально упростить процедуры предоставления земельных участков, обеспечить подведение дорог и коммунальных сетей. В настоящее время во многих регионах принимаются региональные нормативно-правовые акты, которые запрещают в значительном количестве муниципальных районов фермерам возводить дома на сельхозземлях.
Необходимо проанализировать применение данного закона в регионах и на основании анализа выявленных проблем и успешных практик, сформулировать законодательные инициативы, обеспечивающие право фермера на строительство собственного дома, считают участники круглого стола. Это способствует появлению на селе опорных фермерских хозяйств, на которых впоследствии и строится развитие всей сельской территории.
В настоящее время Государственная Дума рассматривает законопроект, который, совершенствует механизм изъятия у правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. Фермеры обеспокоены, что может сложиться ситуация, когда изъятые неиспользуемые участки достанутся крупным агрохолдингам, которые на проводимых аукционах способны предложить более высокую цену, чем простые местные фермеры.
В Народной программе стоит задача обеспечить эффективный контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения. Земли необходимо возвращать в сельхозоборот, а также усилить ответственность за сбережение плодородия земель. Так, в рамках Круглого стола прозвучало предложение о необходимости предусмотреть меры, которые обеспечат приоритетное право предоставления изымаемых неиспользуемых земель фермерам, работающих на данных территориях.
Сегодня согласно действующему законодательству не урегулирован вопрос строительства объектов под агротуризм. Необходимо выработать законодательные строгие критерии, какими они должны объекты агротуризма и для таких объектов разрешить право строительства на землях сельхозназначения.
На сегодняшний день необходим четкий и прозрачный механизм отнесения земель к сельхозугодьям, сказала исполнительный директор Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Виктория Арсеева. Например, в рамках действующего законодательства это можно реализовать путем территориального зонирования (через планы землепользования и застройки, которые есть в открытом доступе) и при соответствии земель определенным критериям (площадь, плодородность, отсутствие закустаренности и пр.). Сельскохозяйственными угодьями должны считаться земли, отнесенные к соответствующей территориальной зоне или имеющие соответствующие показатели по качеству и плодородию почвы. Необходимо внести соответствующие изменения в Земельный кодекс, Градостроительный Кодекс и Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
Еще одна тема - кадастровая стоимость земель сельхозназначения возросла в разы. При этом улучшений потребительских свойств земельных участков выразившихся в проведении дорог, линий электропередач, линий газификации и т.д, за период после предыдущей оценки не произошло. Повышение кадастровой стоимости и налогов серьезно ухудшает доходность малых форм хозяйствования.
ДОСТУПНОСТЬ ГОСПОДДЕРЖКИ
Удельный вес КФХ в производстве валовой сельхозпродукции в 2021 году в общем объеме составил 15,4%, доля всех малых форм хозяйствования превышает 31,3% (без ЛПХ). Однако, единственное направление господдержки, в котором установлена доля МФХ - это льготное кредитование в рамках Постановления Правительства №1528 от 2017 года.
Субсидии на мелиорацию получают менее 1% фермеров. При этом среднегодовой прирост посевных площадей в КФХ составляет 885 тысяч гектар, больше чем в среднем по стране. Субсидии, полученные КФХ на повышение продуктивности в молочном животноводстве (на литр молока, на тонну) - получают 2,2 % КФХ. Происходит снижение объемов грантовой поддержки малых форм хозяйствования с одновременным снижением количества ее получателей.
Участники обсуждения высказались за приведение в соответствие удельного веса производимой МФХ продукции и доли выделяемой им господдержки.
Как отметила вице-президент АККОР Ольга Башмачникова, в настоящее время ограничилась возможность для участия в программе «Агростартап» - подать на конкурс документы могут КФХ или ИП, зарегистрированные в текущем финансовом году.
Таким образом, если в ноябре или декабре 2022 года зарегистрировано ИП, то в 2023 году оно не может стать грантополучателем. И здесь придется закрывать ИП или открывать новое.
В свою очередь, грант Начинающий фермер предполагал, что в конкурсе могут принять КФХ в течение 24 месяцев с момента регистрации. Это более удобный временной критерий, так как позволяло поддержать хозяйства, уже имеющие опыт работы. Участники Круглого стола предложили установить для грантополучателей «Агостартап» временной период для участия – в течение 12 месяцев с момента регистрации или вернуться к критериям программы Начинающий фермер.
Вопрос доступности несвязанной поддержки на 1 га стоит на первом плане практически во всех регионах страны. В 2022 году снижение по сравнению с 2021 годом наблюдается не менее, чем в 40 субъектах. Всего в 2019 году поддержку в России получили 8,7 % фермеров, в 2020 году только 8,2 %, в 2021 году – 11 %. Эту проблему особо выделил заместитель председателя Совета АККОР Камияр Байтемиров. Такие низкие цифры объясняются тем, что данный вид поддержки обременен большим количеством связывающих условий, выполнение которых ведет к значительному увеличению затрат. Есть субъекты, где перечень требований для получения субсидий на гектар доходит до 23 позиций. Крестьянско-фермерские хозяйства не могут выполнить эти требования, поскольку они связаны со значительным увеличением затрат, которые сумма субсидии не покроет.
Необходимо исключить избыточные требования при выделении несвязанной поддержки, ограничив их сведениями о посевных площадях за предыдущий год и заявлением на получение поддержки, считают участники Круглого стола.
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
При высокой значимости малых форм хозяйствования для развития сельских территорий наблюдается снижение их количества. За последние 10 лет количество крестьянских фермерских хозяйств снизилось почти в 2 раза (с 308 до 162 тысяч). За последние 5 лет количество личных подсобных хозяйств граждан снизилось на 29%. И еще показательная тенденция - порядка 30% грантополучателей которые начинают свою деятельность закрываются через 5 лет из-за отсутствия серьезной консультационной поддержки, которая помогает справиться с возникающими проблемами.
Кроме того, грантополучатели сталкиваются с большим количеством отчетности, которое фермеры должны предоставлять в промежуточные периоды реализации бизнес-плана. При этом органы АПК проверяют ее в конце реализации гранта. Участники Круглого стола предложили сократить требования к промежуточной отчетности.
Поэтому необычайно важно пока еще есть, что сохранять организовать системную работу по оказанию информационно-консультационной поддержке МФХ.
«Что касается консультационной помощи – здесь вопрос целесообразно поставить шире», подчеркнула Ольга Башмачникова. - Считаем создание нового института развития для малых форм хозяйствования на селе станет необходимым звеном для реализации национальных целей и программных задач».
Более того, отсутствие правового статуса крестьянско-фермерского хозяйства без образования юридического лица не позволяет делать отчисления в страховые фонды – выпадает трудовой стаж работников, сказала председатель АККОР Тамбовской области Татьяна Передерий.
Участники круглого стола, заслушали и обсудили вопросы по реализации законодательных и нормативно-правовых инициатив, направленных на развитие малых форм хозяйствования на селе и предложили конкретные меры по всем вышеназванным и иным темам. Все предложения войдут в Резолюцию мероприятия.