Вы здесь
ЗАЩИТА ПРАВ МАЛЫХ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: РУКОВОДИТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АККОР ВНЕСЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА ПРЕЗИДЕНТУ РФ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
6 декабря прошел круглый стол на тему: Обсуждение вопросов реализации предложений доклада Президенту РФ Уполномоченного по защите прав предпринимателей 2022 по разделу "Сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции".
В нем приняли участие общественный представитель (омбудсмен) Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (сельхозтоваропроизводителей – субъектов малого предпринимательства), первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент АККОР Владимир Николаевич Плотников и общественный представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Андрей Борисович Бодин, статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Игоревич Бутовецкий, представители Минсельхоза РФ, Минфина, Минэнерго, Минтранса, Минприроды России, УФАС а также надзорных и правоохранительных органов, представители общественных структур и отраслевых союзов.
Руководители ряда региональных АККОР стали участниками круглого стола.
Владимир Николаевич Плотников сделал акцент на роли малых форм хозяйствования и сказал о проблеме диспаритета цен, высоких тарифах на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей и других.
"Посмотрите статистику за последний год: тысячи фермеров меняют свой статус на ЛПХ, - призвал омбудсмен. - А причина именно в этом - расходы становятся попросту непосильными".
Он отдельно отметил важность вопросов, которые обозначат аграрии с мест, - где живут и работают, увеличивают производство продуктов. Омбудсмен добавил, что все темы должны быть размещены в Докладе Уполномоченного представителя Президента РФ и найти дальнейшее решение.
Председатель Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области, ИП глава КФХ Алексей Иванович Сальников сказал о диспаритете цен, сложившемся в сельском хозяйстве для малых производителей, экспортных пошлинах, механизмах регулирования интервенционных закупок, навязанных услугах элеваторов, которые являются основой для проверки ФАС. Сегодня крестьяне продают зерно по 10 рублей при себестоимости 12 рублей на тонну. Так не должно быть.
Большое внимание на мероприятии было уделено земельным вопросам.
Так, Председатель Совета АККОР Светлана Викторовна Максимова обозначила проблему строительства фермерами домов на землях сельхозназначения, а также агротуристических и объектов сельского туризма. Требуется внесение поправок в федеральное законодательство с определением перечня критериев, на основании которых субъекты РФ имеют право принимать решение о возможности или невозможности строительств домов на конкретных землях муниципальных районов.
Вице-президент АККОР Ольга Владимировна Башмачникова сказала о проблеме роста кадастровой стоимости земель сельхозназначения. По данным регионов, кадастровая стоимость возросла где-то в 1,5, где-то в 5 и более раз. Это приводит к значительному увеличению налогов и затрат на аренду, что для субъектов малого предпринимательства, при существующем диспаритете цен на затраты и готовую продукцию стало дополнительным бременем. Тем более, каких-либо улучшений потребительских свойств земельных участков выразившихся в проведении дорог, линий электропередач, линий газификации и т.д, за период после предыдущей оценки не произошло. Ее поддержал Рамиль Равильевич Булатов, председатель Московского крестьянского союза.
Также на совещании обсуждалась мера по приведению в соответствие удельного веса производимой МФХ продукции и доли выделяемой им господдержки.
Председатель Ассоциации крестьянских(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Тамбовской области, председатель СХПСК «Урожай» Татьяна Юрьевна Передерий отметила важность получения малыми формами хозяйствования господдержки.
Так, вопрос доступности несвязанной поддержки на гектар на 1 га стоит на первом плане практически во всех регионах страны. Предоставление данной субсидии на покрытие растущих издержек необходимо по 2 документам – отчете о посевах и понесенных затратах. Несвязанная субсидия не должна быть связана излишними условиями. Этот вопрос уже 5 лет АККОР поднимает. Хорошо, удалось добиться того, что данный вид поддержки оказывается только субъектам малого предпринимательства, но количество фермеров ее получающих из года в год снижается.
О критериях отбора проектов мелиорации, которые не позволяют проектам КФХ, предусматривающим введение в оборот небольших площадей получать достаточно балов на конкурсе проектов сказал Председатель Союза крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Ивановской области Аркадий Владимирович Аветисян.
Справочно: Субсидии на мелиорацию получают менее 1% фермеров. При этом среднегодовой прирост посевных площадей в КФХ составляет 885 тысяч гектар, больше чем в среднем по стране.
Вопросы, связанные с ограничениями по проезду широкозахватной сельхозтехники по дорогам общего пользования и высоким штрафам поднял Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края Александр Владимирович Шипулин. В частности, он предложил не сравнивать условия проезда сельхозтехники с грузовым автотранспортом и обеспечить беспрепятственный проезд сельхозтехники с прицепными агрегатами. А также поднял вопрос роста цен на электроэнергию.
Другие важные новеллы, озвученные участниками на селекторном круглом столе:
- С 2024 года предусматривается введение единого порядка предоставления субсидий. Регионы смогут выбирать оставаться на региональной системе или перейти на общую федеральную.
- Увеличение утилизационного сбора не коснулось тракторов и другой сельскохозяйственной техники.
- Вопросы льготных тарифов на электроэнергию находятся в проработке с позиции устранения барьеров на пути перехода ЛПХ в фермерские хозяйства
- Выделение строки на малые формы хозяйствования в рамках субсидирования проектов на мелиоративные работы, который позволит уйти от снижения баллов за введение земли в оборот небольшими земельными участками, возможно при более глубокой проработке вопроса и его обосновании.
- ФАС может заняться вопросом неправомерности услуг, навязанных элеваторами.
- И последнее - вопросы, связанные с проездом широкозахватной техники теперь передаются в ведение Минтранса РФ.